5 мар. 2014 г.

Как не создать NAS своими руками

Итак, добрый вечер, дорогие читатели моего ненужного блога, который не приносит ни мне дохода, ни вам пользы. Сегодня, а может быть и весь последующий месяц до выпуска новой Ubuntu, а также порчи моего заботливо установленного драйвера для NVIDIA карточки, я буду рассказывать вам о сервере, который я почти приобрёл у своего товарища. Название этой машины, как вы уже догадались (потому что она довольно таки распространена за свои малые, я считаю, деньги) - HP ProLiant MicroServer G7 N54L 1P 2GB-U Non-hot Plug SATA 250GB 150W PS Server(704941-421). Машина эта примечательна тем, что за свои где-то €170, она предоставляет вам двухядерный х64 процессор с 4-мя отсеками для 3.5-дюймовых жёстких дисков, не говоря про 5-дюймовый отсек под старое оборудование. На всякий случай, я нагуглил вам более подробную спецификацию.

Как, уважающий себя линуксоид в прошлом... а также я воспользуюсь переделанной цитатой из моего блога моим приятелем, скажу, что Линукс делает многие вещи таким образом, чтобы вам попросту было больно. Да согласен, эта фраза может обидеть моих читателей, которые за всё время существования блога проиндексировали мои страницы около 15.000 раз. Но решив купить сервер для хранения данных, я решил потратить своё время на выбор хорошего и красивого (да-да) программного обеспечения для постройки решения NAS. Для справки скажу, что в прошлом владел и владею сервером Synology DS110j, а посему мне есть с чем сравнивать. Мне бы хотелось иметь похожую простоту в настройке сервера, а также наличии удобных плугинов для разного рода задач. Вы понимаете, что можно было бы уделить время на создание серверной архитектуры с нуля - в интернете полно бесполезных инструкций, которые не прочтёшь без красных очков, но при всём раскладе вы и ваши родные не получите удобства работы с сервером не только вас. Вы без опыта соберёте любой конструктор хуже, чем люди, которые занимаются NASостроением годами и за деньги.

Ну да ладно, не будем о грустном и поговорим о сервере. Его небольшая особенность, с которой вам придётся столкнуться... А точнее их несколько:

  • Ваш сервер гудит, потому что в нём работает вентилятор. Воздух он гоняет с шумом. Не громко, но как настольный компьютер - поэтому если хотите, то уберите его на чердак. Кстати замечу, пищалки я у него не заметил. Эта сволочь не пищит!
  • Если хотите поставить Windows Home Server 2012, то попробуйте скачать последний биос (да-да, его выпустили в октябре-ноябре 2013 - SP64420.exe (2.6 MB)), иначе у вас будет синий экран, и вам придётся покупать отдельную сетевую PCI Express карточку от Intel. Можете побаловаться вскрытыми опциями биоса, но я не знаю - не пробовал пока.
  • Без монитора настраивать сервер может быть сложно. Поэтому из всех готовых операционных систем для NAS, лучше выбирать plug-and-play - прожгли флешку, загрузились с неё (не бойтесь, всё это автоматически), она подцепила сетку по DHCP и через веб морду/SSH вы всё настроили. Кстати, советую первый вариант, потому что наше требование - красота и наглядность... Ну и удобство конечно!
  • Дополнение к вышесказанному - можете купить себе карточку удалённого доступа, чтобы без монитора лазить в биосе. Она дорогая, и не нужна, если вы не сможете сбегать с сервером к другу. Кстати, мой сервер подержанный, поэтому в нём есть и отдельная Интеловская карточка, и планка памяти на 4 Гб.
  • Если вы из партии голзелёных, то обращайте внимание на высокое энергопотребление сервера в бездействии. Моя текущая машина с одним дефолтным винтом на 250 Гб потребляет где-то 35 Вт. На каждый дополнительный жёсткий диск нужно где-то по 4 Вт. С помощью одного из готовых решений (всё будет позже), даже при остановке жёсткого диска, энергопотребление снизилось всего до 33 Вт.

Это пока всё, что я хотел сообщить в этой части. Если вспомню, до допишу ниже. А пока, я хотел бы перечислить все решения, которые мне удалось протестировать на этом сервере. Дальнейшие результаты тестов и общее впечатление я укажу в следующих постах. Кстати, чтобы вы не мучались, скажу, мне понравился XPEnology:

Я не стал рассматривать такие решения как Nas4Free (это тот же старый FreeNAS, успел отколоться, когда FreeNAS купили) и всякие мелкие файловые хранилища по причине, либо проще их конфигурировать через консоль, либо у них нет поддержки AFP протокола, либо просто они выглядят убого. Кстати, я также потыкал в некоторые псевдо-бесплатные решения, но решил забросить это дело. Для моего псевдообзора хватит и unRaid из этой категории.

Засим прощаюсь с вами. Берегите себя и любите всех.